unterubermensch (unterubermensch) wrote,
unterubermensch
unterubermensch

Categories:

Ролан Топор «Жилец»

2 books

Ролан Топор «Жилец»/ Roland Topor «Le Locataire chimerique»

Очень изысканное издание приятного небольшого формата вышло у начинающегося издательства «Опустошитель», отвечающего раньше за журнал литературы модерна и абсурда. Ранее роман в том же переводе выходил в 1993 году в неком издательстве «Грегори – Пейдж/Джокер» в серии Black Cat в том же переводе Натальи Леонтьевой, с аляповатой обложкой в духе того времени и плюс дополнялся американским триллером (этого добра у них хватает). Что же сказать Ролан Топор был бы совершенно забыт в таком плане, но это издание снова воскресило его имя. Стоит, правды ради, отметить ещё одну его книгу, совершенно незаметно появившуюся и в скором времени ставшую раритетом - это «Принцесса Ангина», в 2007 году, эту небольшую книгу в мягком переплёте с обширным иллюстративным материалом издало детское издательство «Самокат» в серии «Недетские книжки». Данное издание претворяет небольшой вступительный материал от издательства, где в краткой форме описывается личность Ролана Топора, помимо прозаической деятельности, основные силы, которого были заняты в основном художественным искусством: графика, карикатуры, книжные иллюстрации и даже мультипликация. В послужном списке также отмечено сотрудничество с такими грандами как Ходоровский, Арабаль. Для всех прежде посмотревших одноимённый фильм Романа Полански сюжет этой психо драмы не станет чем- то неожиданным, кажется, что сценарий для фильма писался прямо по тексту оригинала. В центре повествования этакий потерянный «кафкианский» герой, который страдает от социальной грубости и неприятного окружения, слишком неврастеничен, чтобы принять всю тяжесть повседневного существования. Он пытается скрыться и остаться не видимым для общества, которое будто намеренно строит для него козни. Мне он напомнил немного чеховского персонажа «человека в футляре», которого его фрустрация доводит до печальных последствий или ищущую беспокойную душу, бедного обитателя палаты № 6. У Топора всё происходит в гораздо более тяжёлой форме, у героя Трелковского, постепенно развивается самая настоящая шизофрения, крайне модное для художественного использования в среде сюрреалистов явление. Постепенно фантазмы сосредотачиваются на его соседях, которые по ночам устраивают целые ужасающие мессы, эти места в романе самые дикие и лучшие и отражают всё богатство фантазии автора. Конец «Жильца» совершенно выбивает прежние представления о нём, и даёт повод по другому взглянуть на манию героя. Представляется, что заранее для него был составлен мистический план и теперь он осуществлён полностью. Дополняют издание пьеса «Юбилей Йоко» и контррелигиозный памфлет «Истинное естество Девы Марии».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment